Меню

Автомобиль москвич с кузовом универсал

История отечественных универсалов: от «Москвича-423» до «Лады Весты»

Обзоры 10.11.2017 13

Запуск нового универсала «Лада Веста SW» стал самым заметным событием российского автопрома в этом году. А первый серийный отечественный универсал появился 60 лет назад: в 1957 году Московский завод малолитражных автомобилей начал выпуск модели «Москвич-423».

Москвич-423

Ещё на этапе разработки седана «Москвич-402» возникла идея сделать из него столь нужный народному хозяйству фургон, а уже из фургона (соблюдая максимальную унификацию) универсал. Соответственно, и машина должна была выйти подобающей донору: пассажирам на оба ряда сидений предстояло попадать через две двери, а для багажа предусматривалась открывающаяся вверх «калитка». Но в результате тяжелую подъемную створку посчитали неудобной и даже опасной, а одинокую пару пассажирских дверей — рубящей на корню всю возможную универсальность кузова.

Так что в процессе своего пути до конвейера первый советский легковой универсал «Москвич-423» претерпел принципиальную перекройку кузова: для заднего ряда сидений выделили отдельные двери, а багажник стал открываться не вверх, а влево. При этом форма задних боковых дверей и водосточные желобки были такими же, как у седана — ради унификации. Но конструкторская мысль на этом не остановилась, и появился.

Москвич-411

Полноприводный вариант универсала под индексом 411 стал одним из первых вседорожников «четыре на четыре» с несущим кузовом! На конвейер он встал в 1958 году, практически одновременно с модернизацией базового универсала. Закончилось производство в 1963 году — к тому времени сделали всего полторы тысячи единиц модели.

Подвеска «Москвича-411» представляла собой два неразрезных моста на рессорах, а полный привод — жестко подключаемый, с понижающей передачей. Такой автомобиль считался идеальным вариантом для руководителя уровня председателя колхоза, которому по долгу службы приходится объезжать обширные территории хозяйства. На сравнительных испытаниях «Москвич» даже обошел по проходимости легендарный вездеход ГАЗ-69!

ГАЗ-22 «Волга»

Универсал ГАЗ-22 «Волга» производился в Горьком с 1962 до 1970 года. Автомобиль предназначался только для государственных структур (скорая помощь, такси, торговые организации), но бывали случаи попадания универсала и в частные руки — как правило, это были экземпляры, списанные с автобаз.

Cвоим появлением ГАЗ-22 был обязан снятию с производства модели ГАЗ-12 «ЗИМ», ранее выполнявшей роль санитарных машин. Государству нужны были кареты скорой помощи, а новейшая «Чайка» ГАЗ-13 была слишком для этого дорогой.

Конструктивно универсал сильно отличался от базового седана ГАЗ-21. За средней стойкой кузова это был, по сути, другой автомобиль, даже панель пола была изменена. Из-за этого потребовалось внедрить много новых операций при производстве, для универсалов был смонтирован дополнительный участок отдельно от основного конвейера, а себестоимость модели выросла. Однако, несмотря на это, государство сочло приемлемыми такие расходы, ведь ГАЗ-22 был в то время практически единственным пригодным для «скорой помощи» автомобилем.

Москвич-426/427

«Москвичи» моделей 426 и 427 являлись «универсальными» версиями седанов 408 и 412 соответственно. На момент запуска в 1967 году у московских машин практически не было конкурентов, так как «Волги» не продавали «частникам», а на заводе в Тольятти только заложили первый камень, и до выпуска универсалов здесь было еще далеко.

На автомобилях первых годов выпуска багажная дверь состояла из двух половин, открывающихся вверх и вниз. Впоследствии задняя дверь стала цельной, поднимающейся вверх.

Отечественные «Москвичи» тогда вполне успешно продавались за рубеж. Интересно, что экспортные варианты универсалов получили некоторые особенности, например, четыре фары вместо двух. Отличия же двух моделей между собой заключались в двигателе и внешнем оформлении кузова. Со временем во имя унификации и, соответственно, снижения издержек наружный декор привели к единому знаменателю. Ну а в 1971 году к «универсалостроителям» присоединился и Тольятти.

ВАЗ-2102 «Жигули»

Тольяттинская машина — это Fiat 124 Familiare, доработанный по той же схеме, что и превратившийся в «копейку» простой «сто двадцать четвертый». В семидесятые годы универсалы уже перестали быть техникой только для государства, поэтому здесь царили уже совсем другие масштабы производства. За период с 1971 по 1986 год ВАЗ-2102 разошелся тиражом более 650 тысяч экземпляров!

Кузов машины был хорош тем, что к раскладывающемуся в ровную площадку заднему сиденью прилагалась багажная дверь, доходящая до пола багажника — это заметно упрощало погрузку-выгрузку. У модели было много вариантов исполнения с разными силовыми агрегатами, оформлением интерьера и расположения руля.

ГАЗ 24-02 «Волга»

Подход к проектированию следующей модели Горьковского завода был кардинально пересмотрен. На этот раз создавалось сразу целое семейство, включающее, кроме седана, универсал и его санитарный вариант. Универсал ГАЗ-24-02 встал на конвейер в 1972 году.

У грузопассажирской модели значительно отличалась и организация внутреннего пространства салона. Вместо двух рядов сидений в новом универсале «Волга» было решено использовать трехрядную семиместную компоновку, причем два задних ряда представляли собой легко трансформируемые раздельные сиденья с обивкой из кожзаменителя, при этом уступающие в удобстве дивану седана. Зато при полной раскладке получалась ровная грузовая площадка, а запасное колесо можно было извлечь через отдельный люк под багажной дверью.

Читайте также:  Закрытый автомобильный кузов для перевозки грузов 6 букв

Москвич-2136/2137

Очередной универсал завода АЗЛК получился путём совмещения кузова модели 426/427 с передней частью и салоном от нового седана 2140. Производство модели стартовало в 1976 году. Отличия от грузопассажирских машин предыдущего поколения — новые дверные ручки и передние стекла без форточек. Двигатели машинам 2136 и 2137 достались по наследству от «четыреста восьмой» и «четыреста двенадцатой» модели соответственно.

Универсал интересен тем, что, в отличие от седана, собирался на отдельном от основного конвейере. Потому и объемы производства этой версии были меньше, однако это не помешало ему войти в историю как универсалу с самым большим тиражом в истории СССР!

Источник статьи: http://wroom.ru/news/6887

История отечественных универсалов: от «Москвича-423» до «Лады Весты»

Обзоры 10.11.2017 13

Запуск нового универсала «Лада Веста SW» стал самым заметным событием российского автопрома в этом году. А первый серийный отечественный универсал появился 60 лет назад: в 1957 году Московский завод малолитражных автомобилей начал выпуск модели «Москвич-423».

Москвич-423

Ещё на этапе разработки седана «Москвич-402» возникла идея сделать из него столь нужный народному хозяйству фургон, а уже из фургона (соблюдая максимальную унификацию) универсал. Соответственно, и машина должна была выйти подобающей донору: пассажирам на оба ряда сидений предстояло попадать через две двери, а для багажа предусматривалась открывающаяся вверх «калитка». Но в результате тяжелую подъемную створку посчитали неудобной и даже опасной, а одинокую пару пассажирских дверей — рубящей на корню всю возможную универсальность кузова.

Так что в процессе своего пути до конвейера первый советский легковой универсал «Москвич-423» претерпел принципиальную перекройку кузова: для заднего ряда сидений выделили отдельные двери, а багажник стал открываться не вверх, а влево. При этом форма задних боковых дверей и водосточные желобки были такими же, как у седана — ради унификации. Но конструкторская мысль на этом не остановилась, и появился.

Москвич-411

Полноприводный вариант универсала под индексом 411 стал одним из первых вседорожников «четыре на четыре» с несущим кузовом! На конвейер он встал в 1958 году, практически одновременно с модернизацией базового универсала. Закончилось производство в 1963 году — к тому времени сделали всего полторы тысячи единиц модели.

Подвеска «Москвича-411» представляла собой два неразрезных моста на рессорах, а полный привод — жестко подключаемый, с понижающей передачей. Такой автомобиль считался идеальным вариантом для руководителя уровня председателя колхоза, которому по долгу службы приходится объезжать обширные территории хозяйства. На сравнительных испытаниях «Москвич» даже обошел по проходимости легендарный вездеход ГАЗ-69!

ГАЗ-22 «Волга»

Универсал ГАЗ-22 «Волга» производился в Горьком с 1962 до 1970 года. Автомобиль предназначался только для государственных структур (скорая помощь, такси, торговые организации), но бывали случаи попадания универсала и в частные руки — как правило, это были экземпляры, списанные с автобаз.

Cвоим появлением ГАЗ-22 был обязан снятию с производства модели ГАЗ-12 «ЗИМ», ранее выполнявшей роль санитарных машин. Государству нужны были кареты скорой помощи, а новейшая «Чайка» ГАЗ-13 была слишком для этого дорогой.

Конструктивно универсал сильно отличался от базового седана ГАЗ-21. За средней стойкой кузова это был, по сути, другой автомобиль, даже панель пола была изменена. Из-за этого потребовалось внедрить много новых операций при производстве, для универсалов был смонтирован дополнительный участок отдельно от основного конвейера, а себестоимость модели выросла. Однако, несмотря на это, государство сочло приемлемыми такие расходы, ведь ГАЗ-22 был в то время практически единственным пригодным для «скорой помощи» автомобилем.

Москвич-426/427

«Москвичи» моделей 426 и 427 являлись «универсальными» версиями седанов 408 и 412 соответственно. На момент запуска в 1967 году у московских машин практически не было конкурентов, так как «Волги» не продавали «частникам», а на заводе в Тольятти только заложили первый камень, и до выпуска универсалов здесь было еще далеко.

На автомобилях первых годов выпуска багажная дверь состояла из двух половин, открывающихся вверх и вниз. Впоследствии задняя дверь стала цельной, поднимающейся вверх.

Отечественные «Москвичи» тогда вполне успешно продавались за рубеж. Интересно, что экспортные варианты универсалов получили некоторые особенности, например, четыре фары вместо двух. Отличия же двух моделей между собой заключались в двигателе и внешнем оформлении кузова. Со временем во имя унификации и, соответственно, снижения издержек наружный декор привели к единому знаменателю. Ну а в 1971 году к «универсалостроителям» присоединился и Тольятти.

ВАЗ-2102 «Жигули»

Тольяттинская машина — это Fiat 124 Familiare, доработанный по той же схеме, что и превратившийся в «копейку» простой «сто двадцать четвертый». В семидесятые годы универсалы уже перестали быть техникой только для государства, поэтому здесь царили уже совсем другие масштабы производства. За период с 1971 по 1986 год ВАЗ-2102 разошелся тиражом более 650 тысяч экземпляров!

Читайте также:  Определить номер кузова японского автомобиля

Кузов машины был хорош тем, что к раскладывающемуся в ровную площадку заднему сиденью прилагалась багажная дверь, доходящая до пола багажника — это заметно упрощало погрузку-выгрузку. У модели было много вариантов исполнения с разными силовыми агрегатами, оформлением интерьера и расположения руля.

ГАЗ 24-02 «Волга»

Подход к проектированию следующей модели Горьковского завода был кардинально пересмотрен. На этот раз создавалось сразу целое семейство, включающее, кроме седана, универсал и его санитарный вариант. Универсал ГАЗ-24-02 встал на конвейер в 1972 году.

У грузопассажирской модели значительно отличалась и организация внутреннего пространства салона. Вместо двух рядов сидений в новом универсале «Волга» было решено использовать трехрядную семиместную компоновку, причем два задних ряда представляли собой легко трансформируемые раздельные сиденья с обивкой из кожзаменителя, при этом уступающие в удобстве дивану седана. Зато при полной раскладке получалась ровная грузовая площадка, а запасное колесо можно было извлечь через отдельный люк под багажной дверью.

Москвич-2136/2137

Очередной универсал завода АЗЛК получился путём совмещения кузова модели 426/427 с передней частью и салоном от нового седана 2140. Производство модели стартовало в 1976 году. Отличия от грузопассажирских машин предыдущего поколения — новые дверные ручки и передние стекла без форточек. Двигатели машинам 2136 и 2137 достались по наследству от «четыреста восьмой» и «четыреста двенадцатой» модели соответственно.

Универсал интересен тем, что, в отличие от седана, собирался на отдельном от основного конвейере. Потому и объемы производства этой версии были меньше, однако это не помешало ему войти в историю как универсалу с самым большим тиражом в истории СССР!

Источник статьи: http://wroom.ru/news/6887

Москвич-423Н: право на отдых

Москвич-423Н

Из динамиков «Спидолы» (знатоки латышского делают ударение на первом слоге!) — последнего достижения советской радиотехники в целом и рижского завода в частности — слышен хрипловатый, негромкий, но очень родной, задушевный баритон Марка Бернеса или прозрачный голосок начинающей, но уже известной Майи Кристалинской. Ветер треплет листву и норовит сдуть в речку шезлонг — атрибут высшего туристского комфорта. И все это привезено сюда благодаря этому не помпезному и не расфуфыренному, зато симпатичному и трудолюбивому «Москвичу».

ЗА ПЯТОЙ ДВЕРЬЮ

В 1950-1960-е годы слово «первый» по отношению к отечественным автомобилям чаще всего звучало в связи с московским заводом малолитражек МЗМА. Вот и первый универсал родился именно там. Правда, сначала не заладилось. Вернее, машина-то получилась, но серийным деревянно-металлический «Москвич-400-421» не стал. Вероятно, решили, что для работы советским людям достаточно фургона, ну а немногочисленные частники радовались и седану.

Зато в 1957-м, примерно через год после запуска в производство «Москвича-402», стартовал цельнометаллический пятидверный 423-й, не только вид, но и название кузова которого — универсал — были для советских автомобилистов необычными. Кстати, на заводской табличке нашего «Москвича-423 Н» 1961 года так и написано: «Москвич»-универсал.

Москвич-423Н

Впервые в СССР комфорт легкового авто сочетался с внушительной (для такого класса, конечно) вместимостью. Причем, в отличие от появившейся позже «Волги» ГАЗ-22, которая в частных руках оказывалась крайне редко, «москвичи» не только работали по казенной надобности, но и жили в семьях простых советских автолюбителей.

Впрочем, частный автомобиль уже не был чудом. Времена вообще наступили относительно вольные. Советские люди запоем читали не издававшиеся прежде книги, смотрели фильмы, не похожие на все виденное ранее, ходили на удивительные выставки. Одна американская 1959 года чего стоила! Довелось не только увидеть, но и потрогать умопомрачительные, причем самые новые заокеанские автомобили.

Жажда путешествовать, в том числе пользуясь автомобилем, органично вписывалась в картину эпохи. Ведь советские люди имеют право не только на труд, но и на отдых! Вот счастливчики и колесят по Крыму, Кавказу и Прибалтике или просто едут в выходные за грибами-ягодами, на рыбалку. А какой автомобиль (из тех, что были доступны нашим родителям, дедушкам-бабушкам) подходит для этого лучше, чем «Москвич»-универсал?

СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ

Газ, центральное отопление, водопровод с горячей (когда не отключают!) водой. Начало 1960-х — время массового переезда в неказистые коробочки-пятиэтажки с не то чтобы очень просторными, зато благоустроенными, а главное — отдельными (после коммуналок-то!) квартирами. Многие горожане обзавелись даже холодильниками и телевизорами. Не смейтесь: родители, а тем более бабушки тех, кто отведал этой роскоши на рубеже 1950-1960-х, часто относились к транжирству детей без одобрения.

Москвич-423Н

Этот «Москвич» в начале 1960-х — верх основательности и комфорта. Да что там 1960-е! Еще лет пятнадцать назад в глубинке на таких просто ездили. Не считая машину раритетом, перевозили все, что влезет, а иногда и то, что влезало с трудом. А уж полвека назад она действительно соответствовала не только скромным советским, но и, как говаривали некогда, мировым стандартам. Потому-то «москвичи» неплохо покупали не только в социалистических, но и в капиталистических (в основном скандинавских) странах. Тогда верхне-клапанный мотор мощностью 45 л.с. и четырехступенчатая коробка были вполне современны. Передняя подвеска — независимая, причем на шаровых опорах (правда, резино-металлические сайлент-блоки на 407-м и его модификациях ставили только на нижние рычаги, верхние крепили на резьбовых втулках), амортизаторы — телескопические. Приличная печка гонит в салон теплый воздух, мурлычет радиоприемник. Чего еще?

Читайте также:  Как убрать ржавые сколы с кузова автомобиля своими руками

Рачительные хозяева обязательно добавляли толстые чехлы на сиденья с богатым набором карманов, компенсирующим невеликое множество мест для мелочей в салоне. Хорошо бы пристроить на крышу багажник, причем на универсал можно водрузить и нестандартный — длинный. Но такой еще надо сделать. А заядлые туристы даже оборудовали машины преобразователем на 220 вольт!

Большие колеса с бескамерными шинами (они тоже впервые в СССР появились на 407-м) вместе с довольно мягкими подвесками (задняя — на длинных, хотя и усиленных по сравнению с седановскими, рессорах) обеспечивают комфорт даже на проселке. Легкий руль на быструю езду не провоцирует, как, впрочем, и весь «Москвич».

Москвич-423Н

Гонщики-ветераны наверняка усмехнутся. Они ведь ездили на 407-м и по кольцу, и на ралли, гнали машины во все их 60, а то и 70 сил (до такой мощности удавалось форсировать мотор объемом 1,4 л) — и ничего, рулили. Причем и в горах — скажем, на чемпионате СССР в Армении.

Впрочем, туристу с его универсалом гораздо больше, чем рафинированная управляемость, важны проходимость и грузоподъемность. С этим у 423-го все в порядке. Минимальный просвет — 190 мм, а под задним мостом и вовсе 200 мм. Ну а из грязи или снега в случае чего машину массой 1030 кг и вытолкать несложно. Вот радиус разворота по нынешним меркам великоват — 6 м. В общем-то, ненамного больше, чем у современных компактов, но они покрупнее «Москвича».

Некоторую неповоротливость 423-го ощущаешь как раз на пересеченной местности, где закладывать большой радиус порой особенно неудобно. Грузоподъемность приличная: по паспорту, если ехать вдвоем, можно взять с собой 250 кг, а если вчетвером — центнер. Тоже неплохо. Что греха таить, «Москвич» перегружали и туристы, и, в первую очередь, дачники, особенно те, что увлекались огородом. Машины терпели — правда, поскрипывали рессорами, а со временем теряли осанку.

Но рачительный хозяин, конечно, следил за здоровьем автомобиля — сам или с помощью знакомого механика. Автосервис в СССР — экзотика. Однако, попадая в умелые и чуткие руки, автомобили служили не одному поколению, а порой доживали до наших дней в неплохой форме — как этот светлый универсал.

Москвич-423Н

СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И «МОСКВИЧ»

До наших дней «четыреста двадцать третьих» дожило немного. Их и делали куда меньше, чем стандартных седанов, а эксплуатировали порой жестче. А уж такие автомобили, как этот — нереставрированный, неплохо сохранившийся практически в первозданном виде, — и вовсе наперечет.

Прогретый мотор порыкивает ровно, без неприятных посторонних звуков. Передачи переключаются четко, разве что надо чуть приноровиться. Трансмиссия на ходу подвывает ровно так, как должна. И всё сильнее ощущение: этого вполне достаточно — мотора в 45 сил, вполне приличных для размеренных скоростей и здравого смысла тормозов, тесноватого, но зато удивительно уютного салона, палатки и походной утвари, рюкзака, почти не рваного шезлонга и «Спидолы». Признаться, я готов поехать на этом «Москвиче» в дальние края, например, действительно, к морю. Может, еще и случится?

Москвич-423Н

КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

«Москвич-423» на базе модели 402 выпускали в 1957–1958 гг. с мотором 1,2 л мощностью 35 л.с. и трехступенчатой коробкой передач. Таких автомобилей сделали всего 1525 штук. С 1958-го строили модернизированную версию 423Н на базе «Москвича-407». На машине стоял 45-сильный мотор объемом 1,4 л, а с декабря 1959-го и четырехступенчатая коробка передач. В 1963–1965 гг. производили вариант на базе «Москича-403» — модель 424 с иными элементами отделки, тормозами, некоторыми другими деталями. На базе стандартных универсалов выпускали экспортные версии, а с 1958-го по 1961-й — полноприводный «Москвич-411» (1515 экземпляров). Всего в 1958–1964 гг. выпустили 29 562 универсала 423Н и 424.

Характеристики и модельный ряд автомобилей семейства можно увидеть здесь: Москвич-407, Москвич-423Н, Москвич-410Н, Москвич-411, Москвич-430.

Редакция благодарит Александра и Кирилла Кирилловых за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.

Источник статьи: http://www.zr.ru/content/articles/482832-moskvich-423n_pravo_na_otdyh/

Adblock
detector